Экспрессионизм в западноевропейской живописи

«Крик» норвежского художника Эдварда Мунка (1893) — своеобразная витрина искусства экспрессионизма

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.

Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала XX века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Макке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением[1][2]. Очень распространены мотивы боли и крика.

Содержание 1 Происхождение термина
2 Экспрессионизм в живописи
3 Экспрессионизм в литературе
4 Экспрессионизм в театре и танце
5 Экспрессионизм в кинематографе
6 Экспрессионизм в архитектуре
7 Экспрессионизм в музыке
8 Примечания
9 Библиография 9.1 Альбомы, монографии, сборники статей
9.2 Энциклопедии, словари
9.3 Статьи
Экспрессионизм в западноевропейской живописи