Живопись на Руси

Запрос «Живописец» ; .
Эдуард Вильгельм Даге. Изобретение живописи. Сюжет, восходящий к античной мифологии: дочь Бутада обводит углём на стене тень своего возлюбленного. 1832, Старая национальная галерея, Берлин.

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, основанный на живописном, так называемом далевом смотрении на натуру, при котором основным является восприятие объекта во взаимосвязи с пространственной и свето-воздушной средой. При перенесении живописного образа на плоскость холста, деревянной доски, картона или бумаги изобразительная поверхность уподобляется трёхмерному пространству. В этом заключается главное отличие живописного искусства от искусства графики. Отсюда понятие «далевой зрительный образ»[1]. Мера воображаемой глубинности изображения, пространственности и объёмности изображаемых предметов, степени их окрашенности, освещённости, материальности, разумеется, и в живописи, и в графике, может быть различной, поэтому в творческой практике сохраняются переходные формы: графичная живопись, живописный рисунок, цветная графика, гризайль, акварель и гуашь. Но принципиальные различия вѝдения, «смотрения» на натуру художника-живописца и художника-графика сохраняются, хотя и варьируются на протяжении творческого процесса[2]. Наивысшим выражением живописности и живописного вѝдения мира является искусство французских импрессионистов. Однако многообразие задач, межвидовых и жанровых отношений даёт широкий спектр разновидностей живописного подхода к изобразительному искусству[3].

Цветные (полихромные) изображения созданные с помощью прозрачных (транспарантных) акварельных красок и даже кроющей гуаши относят к графике, поскольку основным изобразительным средством (а не только материалом) в этих случаях остаётся белый фон бумаги. Цветные изображения сангиной или пастелью, даже если они полностью перекрывают фон, уподобляя его воображаемому пространству, также относят к искусству графики, но по иной причине — методике и технике рисунка. Изображения, созданные с помощью компьютерных технологий, продукция веб-дизайна, анимация и прочие формы графического дизайна, граффити, стрит-арта, прикладной графики и способов визуальной коммуникации предполагают автономную классификацию и морфологию.

В традиционной истории искусства выделяют несколько основных разновидностей живописи: станковая живопись, монументально-декоративная роспись, театрально-декорационное искусство, цифровые изображения, миниатюра[4].

Монументально-декоративную живопись правильнее называть росписью, поскольку она мыслится и создаётся в качестве неотъемлемой принадлежности декорируемой поверхности. Искусство мозаики по той же причине, а также в силу специфики творческого метода и техники, рассматривают отдельно как разновидность монументально-декоративного искусства. К станковой живописи относят произведения, созданные на мольберте (то есть на станке) художника и предназначенные для автономного восприятия на выставке, в музее, то есть независимо от окружающего пространства. Поэтому произведения станковой живописи (как и графики) требуют рамы, подчёркивающей это условие.

Наиболее древними образцами «монументальной живописи» (на самом деле архаичных форм графики) являются петроглифы, геоглифы, наскальные рисунки первобытных охотников каменного века, например рисунки пещер Ляско, Альтамира, Шове, Шульган-Таш. Но они синкретичны по функциям (магическим, ритуальным, гносеологическим, коммуникативным). Эстетические качества и художественно-образный смысл таких изображений ещё не выделены, поэтому и морфологически не определены.

Монументальная роспись, мозаика или сграфитто выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по «чистой фреске» практиковали завершающую прописку деталей темперой. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке — секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной росписи масляными красками.

Содержание 1 Этимология и семантика
2 Техники и технологии живописи (художественные материалы)
3 «Функции» живописи
4 Жанры живописи 4.1 Портрет
4.2 Пейзаж 4.2.1 Марина 4.3 Историческая живопись
4.4 Батальная живопись
4.5 Натюрморт
4.6 Жанровая живопись
4.7 Архитектурная живопись
4.8 Живопись на религиозные темы
4.9 Анималистическая живопись
4.10 Абстрактная живопись 5 История живописи
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Живопись на Руси