«История — это наука и у нее есть свои законы», говорит министр образования РФ Дмитрий Ливанов. Но и не случайно долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Покровительницей истории в Древней Греции считалась муза Клио, муза истории, ее изображали как молодую женщину с одухотворенным лицом и свитком папируса в руках. До сих пор споры об истории как науки не умолкают, сколько людей, столько и мнений. Стоит заметить, что представители гуманитарных направлений и профессий рассуждают на эту тему наиболее полно и беспристрастно..
Существующее учение Аврелия Августина и его размышления о времени помогает взглянуть на историю и отношение прошлого с будущим с философской точки зрения: «Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Таким образом, прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или надежда.»
История — ряд событий, следующих одно за другим, и самое повествование об этих событиях, которое может ограничиваться одним описанием событий в хронологическом порядке или рассматривать их причинную связь. Понятие истории как развития одного или нескольких народов от низшего состояния или от непосредственного состояния их сил и форм общежития, данного им от природы, к состоянию другому, высшему, выработанному им самодеятельным и сознательным трудом, умственным и нравственным, образовалось только в новые времена. Это новое, отчетливое понятие об истории как развитии много зависело от нового способа в рассматривании нашей внутренней жизни и ее выражений во внешних знаках и в деле общежития. Прежде, например, даже в XVII и XVIII веке обыкновенно или объясняли только различие между душою и телом, или (эмпирики и сенсуалисты) только описывали проявления душевной и телесной жизни; с другой стороны, рассматривая эту жизнь душевную в ее чувственных проявлениях (например, в искусстве) или в практических отношениях между людьми, ограничивались только объяснением отличительных свойств, законов и форм каждой сферы исследования. Пока длилось подобное общее направление умов или философии, смысл истории не был ясен; для него не было основного начала. Понятие об истории возникло основательное и отчетливое, когда лучшие мыслители стали понимать самую жизнь душевную во всех ее проявлениях умственных и практических как историю, как последовательное развитие в них свойственного ей разумного самосознания и самодеятельности. Только с этого времени возникло высшее понятие об истории, хотя и прежде были уже замечательные исторические произведения.
Блог об истории посвящен историческим личностям, современной истории, а также деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее в прошлом человека