Проблемы изучения византийской живописи

Диетисальви ди Спеме. «Мадонна дель вото» (Мадонна даров). 1260-67 гг. Сиена, Музей собора.
Нероччо де Ланди. «Женский портрет». 1485 г. Вашингтон, Национальная галерея.

Сиенская школа — направление в итальянской живописи, развивавшееся в г.Сиена в XIII—XVI веках. Эту школу отличало особое, присущее только ей смешение византийских, готических и ренессансных элементов. Некоторые мастера, работавшие в сиенской манере, долгое время недооценивались искусствоведческой наукой, что было связано в первую очередь с традицией, идущей от Джорджо Вазари, мнение которого о византийской живописи, стоявшей у истоков сиенской школы, носило поверхностный характер. Сиена постоянно конкурировала с Флоренцией за гегемонию в Тоскане, а сиенские художники конкурировали с флорентийскими. Сегодня считается устоявшейся точка зрения, что в XIII—XIV веках сиенская школа шла впереди флорентийской, а в XV—XVI веках уступила ей пальму первенства.

Для определения существования художественной школы необходимы как минимум два параметра — наличие преемственности художественных приёмов и навыков и наличие художественных династий. У сиенской школы кроме этого было и нечто иное — своё особое мировидение и религиозная идеология, которая питала это мировидение. Сиенский художник не хотел и не мог быть флорентийским, потому что уже был сиенским, со своим сиенским патриотизмом, верностью традиции, и своим пониманием красоты. Вероятно, сиенский художник был ближе «миру горнему», чем земному, поэтому он следовал тем художественным приёмам, которые с его точки зрения могли реальнее передать религиозную идею, чем так называемый реализм.

Содержание 1 Начало
2 XIV век 2.1 Портретный жанр 3 XV век
4 XVI век
5 Художники 5.1 1200—1250
5.2 1251—1300
5.3 1301—1350
5.4 1351—1400
5.5 1401—1450
5.6 1451—1500
5.7 1501—1550
5.8 1550—1600
5.9 1601—1650 6 См. также
7 Ссылки
8 Литература
Проблемы изучения византийской живописи