Верхнеитальянское ваяние XVI века

Запрос «Скульптор» ; .
Бронзовая скульптура «Медный всадник» (Санкт-Петербург), 1768—1770 гг.
Бетонная скульптура Родина-мать (Волгоград), 1959—1967 гг.

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых материалов методом высекания, удаления лишнего из начальной массы каменного или иного блока (способ формовычитания). Лепка из мягких материалов (греч. πλαστική — лепка) основана на противоположном способе формосложения, поскольку мастер в этом виде искусства прибавляет, наращивает пластичный материал на каркас. Эти способы в теории и методике преподавания искусства принято разделять; в творчестве отдельных художников они существуют обособленно, но другие их совмещают: например лепят модель из глины, гипса или воска, а затем переводят в твёрдые материалы либо отливают в бронзе или в фарфоре (отсюда термины: бронзовая пластика, мелкая фарфоровая пластика, пластичность). Поэтому в широком значении скульптура — это искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Его главную задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, изображения животных играют в скульптуре второстепенную роль (исключая творчество скульпторов-анималистов), а прочие предметы имеют второстепенное, вспомогательное значение. В основу искусства скульптуры положен принцип осязательности, телесности, весомости и материальных качеств формы. Поэтому изображать пространство скульптор может лишь косвенно, посредством «говорящих» атрибутов, либо в особых композиционных ситуациях (многофигурная пространственная композиция). Отдельно рассматривают такую разновидность искусства скульптуры, как рельеф. В зависимости от меры глубины представляемого пространства рельеф подразделяют на барельеф, горельеф и редко встречаемый «живописный рельеф» с особенно тонкими нюансами отношений фона и объёма, создающими светотеневую игру поверхности.

Однако в большинстве случаев именно осязательные (тактильные) качества формы составляют специфику искусства скульптуры. Отсюда понятие «скульптурность», противопоставляемое качествам «графичности» и «живописности». При сравнении с рельефом к термину «скульптура» часто прибавляют определение «круглая» (круглая скульптура).

Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение. Скульптурное изображение также обозначается словом изваяние.

Содержание 1 Разновидности скульптуры
2 Скульптура малых форм 2.1 Иные разновидности скульптуры 3 Техника исполнения
4 Использование материалов 4.1 Бронза
4.2 Дерево
4.3 Драгоценные материалы
4.4 Искусственный камень
4.5 Стекло 5 История 5.1 Древний мир 5.1.1 Древний Египет
5.1.2 Месопотамия
5.1.3 Древняя Персия
5.1.4 Древняя Индия
5.1.5 Древний Китай
5.1.6 Буддийская скульптура
5.1.7 Древняя Греция
5.1.8 Древний Рим
5.1.9 Скульптура Чёрной Африки
5.1.10 Скульптура Мезоамерики 5.2 Средневековье
5.3 Готика
5.4 Эпоха Возрождения 5.4.1 Италия
5.4.2 Франция
5.4.3 Испания
5.4.4 Нидерланды
5.4.5 Германские земли
5.4.6 Переход к Новому времени 5.5 Новое время
5.6 Новейшее время 5.6.1 Модернизм 5.7 Современные течения 5.7.1 Минимализм
5.7.2 Постминимализм 5.8 Скульптура в России 5.8.1 Древняя Русь
5.8.2 Российская Империя
5.8.3 Советская эпоха
5.8.4 Конец XX — начало XXI века 6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Верхнеитальянское ваяние XVI века