Искусство в философии

У слова «Искусство» есть и другие значения: см. Искусство (значения).
Эту Искусства.:К объединению/30 мая 2020.
Обсуждение длится не менее недели (подробнее). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.
Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г.
Поль Сезанн. Бибемус, красная скала, 1897 г.

Иску́сство (от церк.-слав. искусьство, ст.‑слав. искоусъ — искушение, опыт, испытание) — одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством понимается выражение действительности сквозь призму художественных образов, таким образом искусство может определить человек написавший (обсуждаемую в данный момент) картину. Также искусство — это процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к творцу) мира. Следовательно, искусство — творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей. «Общеинтересное в жизни, — писал Чернышевский, — вот содержание искусства». Впрочем, в подобных определениях смешиваются понятия различного объёма и содержательного уровня: искусство, художество, отражение, образное мышление, творчество. Пытаясь избежать подобного полисемантизма, М. В. Алпатов, в частности, был вынужден подчеркнуть различия этих понятий в заглавии своей книги.

Определение и оценка искусства как явления действительности (бытия и сознания) — предмет длительных дискуссий. Понимание искусства менялось вместе с эволюцией философских, социальных, эстетических норм и оценок. Долгое время искусством считали способ культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. В этом смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника даёт следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Однако вместе с эволюцией социальных норм, этических и эстетических оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм, не только эстетических и художественных. В схоластических определениях марксистской эстетики советского периода искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм эстетической и художественной деятельности индивидуального и общественного сознания, часть духовной культуры как одного человека, так и всего человечества. Таким образом, критерием искусства является способность вызывать эмоциональный отклик у других людей. В таких определениях отсутствует собственно конституционная составляющая, отчего возникает смешение двух основополагающих категорий: эстетической и художественной деятельности, что особенно негативно сказывается при оценке как произведений классического, так и актуального искусства XX—XXI веков: постмодернистских форм творчества, постиндустриального дизайна, новейших форм архитектуры. Поэтому часть специалистов вынужденно стала придерживаться более узкой интерпретации: искусством называют собственно художественную деятельность и её результат — художественное произведение.

Содержание 1 Этимология и семантика 1.1 История интерпретаций понятия
1.2 Определение предмета и границ понятия искусства в истории эстетики
1.3 Новейшие определения термина «искусство»
1.4 Историческая морфология искусства 2 История искусства 2.1 Появление
2.2 Первобытное искусство
2.3 Искусства в античном мире
2.4 Искусства в Средние века
2.5 От Возрождения до современности 3 Классификация
4 Искусство и критика 4.1 Теории искусства
4.2 Цели искусства 4.2.1 Немотивированные функции искусства
4.2.2 Мотивированные функции искусства
4.2.3 Искусство, социальная структура и ценности 4.3 Дискуссии о классификации 5 Искусство и наука
6 Искусство и религия
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Искусство в философии