Азербайджанские ковры и ковровые изделия

Ковёр «Челеби». Карабахская школа. XVIII век. Государственный музей азербайджанского ковра и народного прикладного искусства (Баку)
Ковёр «Дордфасил». Тебризская школа. Конец XIX века. Государственный музей азербайджанского ковра и народного прикладного искусства

Азербайджанский ковёр — термин, используемый для обозначения различных типов безворсовых и ворсовых ковров. Среди азербайджанских ковров выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские, ардебильские и тебризские. Большинство западных авторов, в том числе энциклопедии «Ираника» и «Британника», как правило, относят ковры, вытканные в Иранском Азербайджане к персидским (иранским), а ковры вытканные в Азербайджане и районах компактного проживания азербайджанцев в Армении, Грузии и Дагестане соотносят к кавказским. Согласно классификации, принятой в основном в Азербайджане и ранее в СССР, — один из видов восточного ковра.

Энциклопедия «Ираника» отмечает, что в XIX веке на Кавказе ковроделие было распространено в основном в восточном Закавказье, родине тюркского населения, известного ныне как азербайджанцы. Ковроделие других народов имело меньшую значимость. Как писал Джон Ф. Пайл, кавказские ковроделы в целом следовали персидской практике, однако «в основном использовали более выразительные и крупные элементы орнамента». П. Р. Дж. Форд в своём исследовании истории и традиционных орнаментов восточных ковров отмечал, что, «хотя ковры сейчас производят в Дагестане, Грузии и Армении, но настоящей родиной российских кавказских ковров остаётся Азербайджан, и навыки и идеи азербайджанских ткачей ощущаются по всему Кавказу». Русский исследователь М. Д. Исаев также отмечал, что в конце XIX — начале XX веков ковроткачество в основном было сосредоточено в Азербайджане. Американский историк Рональд Сюни отмечает, что ковроделие одно из древних ремесел в Азербайджане, достигшее расцвета в Средние века, благодаря чему азербайджанские ковры стали широко известны в странах Азии и Европы. По мнению советского ученого-этнографа С. А. Токарева азербайджанские ковры во многом напоминают армянские, а от персидских отличаются сильной стилизацией изображений и отсутствием округлых линий орнамента.

Ковроделие — один из традиционных, старинных видов декоративно-прикладного искусства Азербайджана.

Азербайджанка ткет ковёр. Начало XX века.
Здание Азербайджанского музея ковра в Баку в виде сложенного ковра.

Старинные азербайджанские ковры хранятся в Белом Доме, Государственном департаменте США и во многих музеях мира, включая Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства в Баку, Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Музей изящных искусств в Бостоне, Музей искусств в Филадельфии, Лувр в Париже, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Эрмитаж, Ватикан и т. д.

В 2006 году при поддержке Московского бюро ЮНЕСКО вышел диск под названием «Азербайджанские ковры» с 215 изображениями, 15 видеоклипами и несколькими статьями по искусству азербайджанских ковров. Диск включает разделы по истории, технике, школам азербайджанского ковроткачества, образцам ковров, коллекциям в музеях мира. В ноябре 2010 года «Традиционное искусство тканья азербайджанских ковров в Азербайджане» внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

Содержание 1 История развития 1.1 Средние века
1.2 XIX век
1.3 Современное ковроткачество 2 Виды азербайджанского ковра 2.1 Орнаментика 2.1.1 Геометрические фигуры
2.1.2 Исламская символика
2.1.3 Растительный мир
2.1.4 Животный мир 2.2 Техника исполнения 3 Школы азербайджанского ковра 3.1 Ширванская школа ковра
3.2 Карабахская школа ковра 3.2.1 Ковёр «Шадда» 3.3 Кубинская школа ковра
3.4 Казахская школа ковра
3.5 Бакинская школа ковра
3.6 Гянджинская школа ковра
3.7 Тебризская школа ковра
3.8 Ардебильские ковры 4 Известные личности на азербайджанских коврах
5 Интересные факты
6 См. также
7 Примечания
8 Ссылки
Азербайджанские ковры и ковровые изделия