Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно 5 веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.
Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью. Ни одного имени римского портретиста не сохранилось.
Содержание 1 Идеология 1.1 Религиозная функция римского портрета
1.2 Политическая функция римского портрета
1.3 Психологический аспект появления римского портрета 2 Жанры
3 Общие тенденции
4 История 4.1 Этрусский портрет
4.2 Портрет эпохи Республики
4.3 Портрет эпохи Империи 4.3.1 Портрет эпохи Августа
4.3.2 Портрет Юлиев-Клавдиев
4.3.3 Портрет Флавиев
4.3.4 Портрет эпохи Траяна
4.3.5 Портрет эпохи Адриана
4.3.6 Портрет Антонинов
4.3.7 Портрет Северов
4.3.8 Портрет эпохи солдатских императоров
4.3.9 Портрет иллирийских императоров
4.3.10 Портрет IV века 5 В культуре
6 Примечания
7 Библиография
8 Ссылки
Скульптурный портрет III века н.э.